Аннотация.
Проведён анализ наиболее абсурдных и в то же
время наиболее популярных мифов о карьере и об игре Роналдо. На основе выбранных
критериев рассматривается наиболее вероятная история их возникновения.
Предоставляется основанная на фактах реальная версия событий. Финальные
результаты содержат оценку реальной способности отдельных сегментов футбольной
общественности к проведению объективного анализа и вынесению объективных оценок.
На основе серьёзной разницы во взглядах на конкретную проблематику проведена
поверхностная компарация двух больших географических групп футбольной
общественности, происходящих из стран СНГ и стран Западной Европы
соответственно.
Введение.
Несмотря на звёздный статус Роналдо, многие
важные факты его биографии до сих пор неизвестны и/или ошибочно / заведомо ложно
интерпретированы достаточно большим количеством футбольных болельщиков. Подобные
явления в большинстве своём возникли из-за отсутствия единого надёжного
источника достоверной информации в определённый период времени, в частности в
период возвращения Роналдо к игре на высоком уровне в 2002 году. В условиях
объективно невысокого уровня аналитических способностей многих болельщиков,
некоторые ложные, но стандартизированные (следовательно достаточно реалистично
выглядящие) сведения стали быстро распространяться в среде интересующихся
футболом людей. Со временем на основе первичных ложных сведений стали возникать
новые и новые ложные сведения. Подобная дизинтерпретация создала искажённую
картину, которая легла в основу оценки как карьеры Роналдо, так и его
достижений/титулов разными слоями футбольного сообщества. Сила сформировавшейся
ложной картины заключается прежде всего в относительно тяжело доступном средстве
(ресурсе) её полного опровержения. Этим ресурсом является анализ ложного
сведения, истории его возникновения и сравнения с реальным фактом. Целью
предоставления этого ресурса и является проведение данной работы.
Методология.
Чтобы разобраться с обширным материалом сугубо
в рамках фактологии, выбран метод сегментации по схеме «описание мифа – история
возникновения – реальность». Такой подход позволяет добиться максимально
эффективной фильтрации, удаления лишнего «шума» в данных, а также предельно
сосредоточиться на решении поставленных задач. Описание возникновения ложного
сведения имеет комбинированный характер и может отличаться формой, а именно
рядом ключевых слов / словосочетаний или полноценным самостоятельным текстом.
При составлении материала использовался
обширный архив печатных и электронных источников информации, аналитических
статей и записок, выписок из регулярных колонок и обзоров в ведущих мировых и
европейских журналах, газетах и других печатных изданиях о футболе. В частности
речь идёт о «La Gazzetta dello sport», «Marca», “As”, “France Football”, “Jornal
de Brasil”, «globoesporte.com», „Советский спорт“, «World Soccer» и других.
Информация также черпалась из последних редакций биографических и документальных
работ Джеймса Мосли (James Mosley):Ronaldo:»The Journey of a Genius» и Уэнсли
Кларксона (Wensley Clarkson):»Ronaldo! 21 Years of Genius and 90 Minutes That
Shook The World» и «Ronaldo:King of the World” соответственно.
Для более удобного восприятия объёмной
аналитической информации работа разделена на три части. В первых двух проводится
анализ объективных искажений, легко опровергаемых фактами, в последней части
рассматриваются популярные абстрактные и философские убеждения о Роналдо, его
игре и его карьере в целом. В описании конкретной проблематики может меняться
стилистика и язык изложения - от теоретико-аналитического к повествовательному,
в зависимости от конкретной темы. В заключении будут сделаны выводы и
расставлены акценты по описанной в аннотации проблеме.
Сегментация (разделение) областей
анализа для подробного описания и выявления первичных результатов.
Миф: Роналдо провёл на высоком уровне лишь
несколько сезонов.
История возникновения мифа:
Нежелание изучать историю и статистику, следование ошибочному тренду, большое
количество реально скомканных из-за травм сезонов Роналдо, непонимание основ
футбола, ошибочные выводы связанные с информацией о внефутбольной жизни Роналдо.
Реальность:
Первый и самый главный вопрос немедленно возникает в определении понятия
«провести сезон на высоком уровне». Это относительно простая задача и её можно
для нападающего определить единственным критерием – количеством забитых мячей за
сезон с учётом количества сыгранных матчей. Общая оценка специалистами игры
футболиста может разниться, но количество забитых мячей для нападающего – фактор
определяющий. Относительность самого «уровня игры» (ключевая претензия – для
нападающего определённого класса должны существовать ему соответствующие
критерии) слишком субъективна. Гораздо эффективней заменить её средним числом
голов для основных нападающих топ-клубов, которое отвечает характеристикам
достижения «высокого уровня» - это 25 голов за сезон. Это высокий показатель и
можно констатировать, что при его достижении или приближении к нему нападающий
провел сезон на высоком уровне при количестве матчей, не достигающем
экстремальных значений (>50). С другой стороны, слишком маленькое количество
проведённых матчей (<8; чаще всего в силу полученных или залечиваемых травм) не
позволяет в полной мере оценить показанный футболистом уровень игры с точки
зрения полного сезона, во-первых, потому что сезон для него фактически не
состоялся, а во-вторых из-за таких важных факторов, как вхождение в физическую и
игровую форму. Такие сезоны учитывать нерационально. Важно также точно (и в этом
необходима определённая степень субъективизма) определить тип нападающего и
выполняемые им функции, поскольку часто бывает, что в дуэте форвардов один
играет роль наконечника копья, а второй – подносящего снаряды или действующего
изнутри (классический пример – Роналдо – Рауль). В случае с Роналдо этот фактор
можно опустить, поскольку функцией Роналдо было всегда исключительно забивание
голов. Фактическая роль фрилансера в первых сезонах в «Интере» эту функцию с
него всё равно не снимала.
Чтобы точно определить количество сезонов,
проведённых Роналдо на высоком уровне, необходимо подсчитать вышеозначенные
коэфициенты. За основу берётся коэфициент 0,625 (голы/матчи), т.е. 25 голов в 40
играх без коррекции, либо 0,714 (25 в 35) с допустимой коррекцией -0,1-(-0,15).
Для грубых оценок и демонстрации основ подхода этого вполне достаточно. Конечно,
возможно посчитать подробные коэфициенты с учётом большого кол-ва факторов, но
это потребует наличия инструментов мощного статистического анализа, кроме того,
это не входит в цели данной работы.
*Считаются официальные матчи
Сезон -93, Крузейро, игры: 21, голы: 20,
коэфициент – 0,952 – высокий уровень
Сезон 93-94, Крузейро, игры: 26, голы: 24,
коэфициент – 0,923 – высокий уровень
Сезон 94-95, ПСВ Эйндховен, игры: 36, голы:
35, коэфициент – 0,972 – высокий уровень
Сезон 95-96, ПСВ Эйндховен, игры: 21, голы:
19, коэфициент – 0,904 – высокий уровень
Сезон 96-97, Барселона, игры: 49, голы: 47,
коэфициент – 0,959 – высокий уровень
Сезон 97-98, Интер Милан, игры: 47, голы: 34,
коэфициент – 0,723 – высокий уровень
Сезон 98-99, Интер Милан, игры: 28, голы: 15,
коэфициент – 0,535 – средний уровень
Сезон 99-00, Интер Милан, игры:8, голы: 3 – не
считается (весь сезон лечился от травмы к травме, не мог набрать ни физическую,
ни игровую форму).
Сезон 00-01, Интер Милан, не считается
(травма).
Сезон 01-02, Интер Милан, игры: 16, голы: 7,
коэфициент – 0,437, с учётом матчей на Чемпионате Мира и отличной физической
формы – игры: 23, голы: 15, коэфициент – 0,625 – уверен, что все согласятся, что
сезон 2001-2002, который закончился с Чемпионатом Мира Роналдо провёл на
высочайшем уровне.
Сезон 02-03, Реал Мадрид, игры: 44, голы: 30,
коэфициент – 0,681 – высокий уровень
Сезон 03-04, Реал Мадрид, игры 48, голы: 31,
коэфициент – 0,645 – высокий уровень
Сезон 04-05, Реал Мадрид, игры: 45, голы: 25,
коэфициент – 0,555 – средний уровень
Сезон 05-06, Реал Мадрид, игры: 27, голы: 15,
коэфициент – 0,555 – средний уровень
Сезон 06-07, Реал Мадрид / Милан, игры: 27,
голы: 11, коэфициент – 0,407 – слабый уровень
( важно, что в первой половине сезоне уровень
был откровенно слабым – 4 гола в 13 матчах, коэфициент 0,307, но во второй в
Милане – 7 голов в 14 матчах + несколько голевых передач – коэф. 0,5 – средний
уровень ).
Сезон 07-08, игры:6 , голы: 2 – не считается
Сезон 08-09: не считается ( травма)
Сезон 09 , Коринтианс, игры: 38, голы: 23 –
коэфициент – 0,605 – средний уровень, но с учетом постравматического периода и
порой откровенно феерической игры можно констатировать, что высокий
Сезон 2010, Коринтианс, игры: 17, голы: 7 ,
коэфициент – 0,411 – средний уровень
Итого: 15 сезонов; сезоны, проведённые на
высоком уровне – 10 (-1 если считать первый сезон в «Тимау», но абсолютное
большинство сходится на том, этот сезон Роналдо провёл на блестящем уровне,
учитывая серьёзную травму руки в виде перелома и отсутствия в течение 2-ух
месяцев ). Сезоны проведённые на среднем уровне – 4, на слабом – 1.
Понятие «несколько» абсолютно
неприменимо к 10 (9) сезонам из 15.
Миф: Роналдо – игрок одного касания,
завершающего удара
История возникновения мифа:
Трансляция телеканалом «7-тв» матчей испанской примеры, сезонов 04-03 и 04-05.
Большое количество людей именно в России и в странах СНГ до покупки Сергеем
Брином и Ларри Пейджом сервиса youtube и до его ультразвукового развития видели
Роналдо масимально на Чемпионатах Мира (в частности на ЧМ-2002) и в
вышеозначенных годах. Это сформировало ошибочное мнение о его игровых
возможностях.
Реальность:
Ни одна из знакомых нам характеристик нападающих не подходит Роналдо. Самую
лучшую дали итальянские фанаты «Интера» - Феномен. В Крузейро он играл во многом
по позиции, хотя иногда и обводил полкоманды соперника. Его игру можно
характеризовать как очень нежную, мягкую в обращении с мячом, почти детскую, но
в то же время чрезвычайно эффективную. В «ПСВ» он и обыгрывал с центра поля, и
обводил вратарей, и смертельно завершал комбинации, и нестандартно забивал
(например, два раза пятками). В «Барсе» был максимально нацелен на ворота
внезависимости от того, в какой точке поля находился. Если далеко – значит
приближался ближе, причем самостоятельно и с мячом. В «Интере» первый сезон и
часть второго играл вольного художника, действуя по всему фронту атаки, обводя,
зарабатывая штрафные и пенальти (и забивая их), отдавая голевые пасы,
организовывая из глубины поля комбинации, накручивая на пятачках и бровках по
пять штук защитников итд. В «Реале» играл больше по позиции, но часто применял
эффективные и сложные финты (если уже применил – так по делу), иногда забивал и
с центра поля (мадридскому и бильбалийскому «Атлетико» и «Атлетику»).
Определенные периоды действительно мог стоять весь матч, а получив мяч в один
момент корявеньким (или блестящим), но точным ударом решить исход встречи.
Иногда по заданию тренера смещался на позиции левого / правого форварда. В
«Милане» забивал на любой вкус (левой, правой, головой, грудью, из-за штрафной,
из штрафной). В «Коринтиансе» в общем-то, делает что хочет.
Роналдо – не Трезеге. О его стиле игры и
вариантах забиваний голов можно составить многотомник.
...
Продолжение следует
Человек из Рио |