Менеджеры мадридского "Реала" готовы
поменять голы Морьентеса на деньги, которые приносит популярность
Бекхэма
Руководство мадридского "Реала" приняло решение расстаться с нападающим
Фернандо Морьентесом несмотря на то, что в октябре 2004 года
"королевский" клуб заявлял, что этот футболист не продается. А вот
прощаться с Дэвидом Бекхэмом "Реал" не спешит, хотя ходят слухи, что
новый тренер мадридцев Вандерей Лушембурго отзывается об англичанине без
особых восторгов.
В двух этих фактах ничего экстраординарного нет. Кадровую и трансферную
политику футбольных клубов понять непросто. И все же события,
происходящие в одной из самых именитых и популярных команд мира,
наглядно демонстрируют новые тенденции в развитии клубного футбола.
Не только и не столько
Морьентеса продали в "Ливерпуль" за 9 миллионов евро. Покупка Бекхэма
обошлась испанцам в 30 миллионов долларов, при этом зарплата
полузащитника в первый год пребывания составила 4,5 миллиона долларов.
Трудно оценивать уровень футболистов и их вклад в успехи команды, тем
более играющих на различных позициях, но разница в трансферных суммах
Морьентеса и Бекхэма наводит на мысль, что теперь в футболе платят не
только за умение играть.
И Морьентес, и Бекхэм относятся к футбольной элите. Морьентес с 1997
года, выступая за мадридский "Реал", выиграл три Лиги чемпионов и два
чемпионских титула в национальном первенстве. В 2002 году признан лучшим
бомбардиром Лиги чемпионов. После того как его отдали в аренду "Монако",
Морьентес забил во французском чемпионате 10 мячей и 9 голов в 12 матчах
Лиги чемпионов, в том числе два в ворота "Реала". Именно благодаря
испанцу монегаски пробились в финал самого престижного клубного турнира
Европы.
Дэвид Бекхэм выиграл с "Манчестер Юнайтед" четыре чемпионата Англии,
Лигу чемпионов и Межконтинентальный кубок. Но вот по количеству
скандалов, сплетен и интересу прессы англичанина нельзя даже сравнить с
Морьентесом.
С самого начала футбольной карьеры за Бекхэмом пристально следила не
только футбольная публика. Экстравагантные прически, татуировки на
различных частях тела, женитьба на Виктории Адамс, солистке "Спайс герлз",
участие в рекламных проектах "Пепси", громкие благотворительные акции,
привлекающие внимание к персоне футболиста, - за всем этим с увлечением
следят люди, далекие от футбола. Трудно себе представить, что кто-то из
настоящих болельщиков наблюдал за прямой трансляцией медицинского
обследования Бекхэма, которое он проходил перед подписанием контракта с
"Реалом". Между тем трансляцию спонсировала одна из медицинских
компаний, заплатив за это удовольствие более 370 тысяч долларов. На
оголенный торс футболиста, затаив дыхание, любовались в основном
13-14-летние девчонки.
Сразу после покупки Бекхэма менеджеры "Реала" организовали коммерческий
тур "королевского" клуба по Азии, где популярность англичанина среди
подростков больше напоминает манию и к признанию футбольных талантов
Бекхэма не имеет никакого отношения. У английских болельщиков уже давно
другие кумиры: Уэйн Руни, Фрэнк Лэмпард, Стив Джеррард. Есть претензии к
игре полузащитника и у футбольных специалистов. Вот мнение ведущего
футбольного обозревателя Би-би-си Фила Макналти, которое он высказал
перед переходом Дэвида Бекхэма в "Реал": "Да, это самая известная фигура
в английском футболе, но вряд ли можно всерьез полагать, что он способен
заметно укрепить полузащиту "Реала".
И все же из Большого театра футбола, как называют "Реал", ушел именно
трудяга Морьентес. "Реал" не собирается расставаться с торговой маркой
"Дэвид Бекхэм" до тех пор, пока она приносит клубу деньги. Бекхэм -
футболист довольно высокого класса, но ценен прежде всего способностью
привлекать к себе - и соответственно к команде - внимание публики. А
превращать интерес публики в деньги - это уже дело техники. Интерес к
Бэкхему "нецелевой аудитории" означает увеличение продаж клубной
символики, специализированной прессы, рекламного времени в трансляциях.
Прибыли и убытки
Покупка Дэвида Бекхэма позволила мадридскому "Реалу" почти вдвое
увеличить свою прибыль. Это стало ясно после того, как руководство
испанского футбольного клуба обнародовало финансовые итоги сезона.
Так, доходы "Реала" вырастут со 152 миллионов евро за период с 2002 года
до ожидаемых 300 миллионов евро в текущем сезоне. При этом почти
половина доходов (45,6 процента) приходится на долю маркетинга - 137
миллионов евро.
Два наиболее динамично развивающихся направления финансовой активности
клуба - это телетрансляции и маркетинг: здесь доля доходов "Реала"
увеличится с 89 миллионов в 2002 году до ожидаемых 209 миллионов в этом
сезоне. Большую часть этой суммы составляют поступления от рекламных
контрактов с такими компаниями, как "Адидас" и "Пепси", а также от
продажи лицензионных прав на использование изображений футболистов
"Реала" и символики клуба. При этом Дэвид Бекхэм остается ключевой
фигурой маркетинговой политики испанского клуба. По словам испанской
газеты El Pais, президенту "Реала" Флорентино Пересу даже приписывается
высказывание: "Я скорее выставлю на продажу стадион "Сантьяго Бернабеу",
чем продам Дэвида Бекхэма".
Испанская пресса утверждает, что появление капитана сборной Англии в
"Реале" в июне 2003 года совпало с ухудшением спортивных результатов
команды, с одной стороны, а также со значительными финансовыми успехами
- с другой. После подписания покупки Бекхэма доходы клуба увеличились на
46%, причем к концу сезона эта цифра должна увеличиться до 60%.
Некоторые серьезные футбольные специалисты отказываются говорить о
мадридском "Реале" как о чисто футбольном проекте. Менеджеры клуба взяли
на вооружение опыт и методы работы своих коллег из шоу-бизнеса. Критики
такого подхода к строительству футбольного клуба обращают внимание на
то, что золотой дождь, пролившийся на мадридцев благодаря популярности
Бекхэма, без высоких спортивных результатов рано или поздно закончится.
Другие уверены, что с таким набором футболистов "Реалу" уже в следующем
сезоне удастся вернуть былые позиции. И что отсутствие побед в
чемпионате Испании и Лиге чемпионов вызваны тренерской чехардой,
начавшейся после увольнения Дель Боске. Спасет ли положение Вандерей
Лушембурго, пока непонятно, но трогать Бекхэма ему не позволят.
На прошлой неделе фанаты "Реала" тепло прощались с Морьентесом, а
миллионы болельщиц во всем мире с умилением наблюдали, как "душка"
Дэвид, коверкая слова, пытается говорить на языке Сервантеса. Докопаться
до сути сказанного было весьма непросто, впрочем, большинство поклонниц
Бекхэма это интересовало в последнюю очередь.
Гия Саралидзе
КОММЕНТАРИЙ
Александр ВАЙНШТЕЙН, продюсер:
- Футбол давно движется в направлении шоу-бизнеса. Но тут надо признать,
что в этом направлении движется весь мир. Все мировые тенденции
находятся в системе координат шоу-бизнеса. Глобализация средств массовой
информации изменила законы, по которым развиваются многие политические и
экономические процессы в современном мире. Зачастую для того, чтобы
решить свои задачи, политики и бизнесмены прибегают к инструментарию
шоу-бизнеса, заворачивают свои истинные интересы в различную обертку.
Но в футболе, в отличие от шоу-бизнеса, есть определенный предел.
Миллионы людей любят и смотрят футбол именно из-за того, что это
настоящее, живое действо, разворачивающееся у них на глазах. Бекхэм,
конечно, не выдающийся футболист, но он игрок очень высокого класса.
Невозможно создать брэнд "Дэвид Бекхэм" из посредственного футболиста.
Безголосому певцу можно сделать фонограмму, карлика-актера снять так,
что он будет выглядеть двухметровым гигантом, но как только Бекхэм
опустится ниже определенной планки, он перестанет быть кумиром. И Дэвид
это прекрасно понимает.
В движении футбола в сторону шоу-бизнеса есть другая опасность. Создавая
шумиху вокруг миллионных контрактов футболистов, которые, естественно,
привлекают повышенное внимание к футболу и работают на его
популяризацию, клубы рискуют оказаться банкротами. Экономическая
ситуация многих команд не блестящая, несмотря на хорошую конъюнктуру.
Все это напоминает финансовую пирамиду. Чтобы больше зарабатывать, надо
больше тратить, и рано или поздно это может закончиться финансовым
крахом.
Сейчас кумирами миллионов становятся люди спорта. Это веление времени, и
это обстоятельство умело используют. Но здесь важно соблюсти чувство
меры, иначе футбол ожидают проблемы, которые сейчас сотрясают НХЛ.
В том, что зрители идут на отдельных футболистов, ничего плохого нет.
Более того, нашему футболу в последние годы как раз и не хватает
личностей. Зрителей привлекает противостояние клубов, турнирная интрига,
а вот раньше шли смотреть на игру Яшина, Стрельцова, Черенкова. Думаю,
что если в нашем футболе появится выдающийся футболист, может быть, даже
иностранец, он превратится в кумира. |