Поле битвы - Земля
31/07/2003
Поле битвы - Земля
|
В субботу в Пекине в матче против "Чайна Драгон" состоится дебют самого дорогого
футболиста трансферного лета-2003 Дэвида Бекхэма в футболке мадридского "Реала".
Однако констатировать выгодность этого приобретения для "Реала" можно
заблаговременно: уже до своего первого выхода на поле капитан сборной Англии
привнес в бюджет "Реала" миллионы долларов и завербовал в число почитателей
клуба миллионы человек.
Только рекламные и телевизионные контракты, заключенные на процедуру презентации
Бекхэма прессе и болельщикам, принесли "Реалу" 3 миллиона долларов. Один из
мадридских частных госпиталей за привилегию провести у себя медобследование
капитана сборной Англии заплатил клубу 400 тысяч долларов. Стоимость прав на
показ чемпионата Испании-2003/04 для английский бродкастеров после приобретения
Бекхэма выросли впятеро - что логично, учитывая примерно впятеро же возросший
интерес английской публики к этому турниру. За право показа одного только
азиатского турне "Реала" канал ITV заплатил 800 тысяч долларов - до приобретения
"сливочными" Бекса ITV скорее всего вообще не заинтересовался бы этими играми.
Но и это еще не все. Индивидуальные контракты Бекхэма со спонсорами (Adidas,
Pepsi, Vodafone, Brylcreem, Police, Castrol, Marks & Spencer и т.д.) приносят
ему в год не менее 10 миллионов долларов. 50 процентов от всех последующих
аналогичных сделок Бекхэма (а их количество теперь наверн! яка возрастет),
согласно контракту футболиста с клубом, будет получать "Реал".
В планах "Реала" на будущий сезон - продажа 2 миллионов официальных клубных
футболок. Ожидается, что примерно половину из них составят футболки Бекхэма.
Учитывая, что чистый доход клуба от каждой футболки составляет от 8 до 30
долларов, вычислить только мерчандайзинговую прибыль "сливочных" от приобретения
англичанина несложно - просто умножьте эти цифру на миллион. Эффективность
работы Бекхэма на клубный бренд в целом измерить трудно, да и измерять пока
рано; однако уже видно, что этот эффект грандиозен. Особенно в Азии, где любовь
к Бекхэму носит культово-религиозный характер и кажется великой настолько, что
по ходу нынешнего турне даже как-то обидно за оставшихся в тени популярности
англичанина Зидана, Рауля, Роналдо и Фигу. Параллельно с презентацией Бекхэма
"Реал" открывает десятки магазинов в этом регионе и начинает реализацию в нем
прав на просмотр своего спутникового телеканала. "Надеемся, скоро каждый житель
Рио-де-Жанейро сможет получать на свой мобильный телефон р! олик со свежим голом
Роберто Карлоса и платить за это", - проговорился год назад один из менеджеров,
пришедших в "королевский клуб" в команде Переса. Учитывая охватившую Азию
бекхэмоманию и темпы ее технического прогресса, платить за видео мадридских
голов скорее начнут в Сингапуре и Токио.
Сразу после покупки Бекхэма "Реал" подписал важнейшее стратегическое соглашение
с Asia Sports Development (эта компания теперь будет отвечать за клубный
маркетинг во всем регионе - от Японии и Китая до Вьетнама и Лаоса), чистая
прибыль от которого, по оценкам финансовых аналитиков, за 3 года составит 40
миллионов долларов. И кто после этого скажет, что Флорентино Перес, потративший
более 200 миллионов долларов на Фигу, Зидана, Роналдо и Бекхэма, не в своем уме?
Изрядно отдававшие в своей начальной стадии эпатажем и легким безумием проекты
Флорентина Переса оказались на самом деле новой степенью разумения экономической
целесообразности. Она давно диктует клубам интервенцию на другие континенты, так
как футбольный рынок Старого Света насыщен и увеличивать доходы на нем уже почти
невозможно. Первым по этому пути 10 лет назад пошел "Манчестер Юнайтед",
учредивший целый департамент, занимавшийся промоутированием команды в Азиатско-
Тихокеанском регионе. Но "Реал" пошел дальше, взявшись за воплощение идеи
универсального мирового клуба с куда большим размахом.
По уверению президента мадридского клуба, доходы "Реала" в сезон, последовавший
за покупкой Луиша Фигу летом 2000-го, выросли вдвое. Только поступления от
продажи билетов за 3 года эпохи Переса увеличились с 30 до 70 миллионов евро в
год, а сам "Реал" стал самым посещаемым клубом Старого Света (см. таблицу). То,
как Бекхэм впишется в игру клуба и впишется ли вообще, конечно, имеет значение,
но уже сейчас можно констатировать, что преобладающим мотивом в этом трансфере
стал именно бизнес ("Mucho marketing", - нахваливал покупку Перес в одном из
интервью) и что именно с приобретением англичанина "Реал" окончательно
утвердился главным клубом мира, как говорится, по умолчанию. Даже удивительно,
отчего "Манчестер Юнайтед" с его безошибочным прежде бизнес-чутьем так запросто
отдал Бекхэма своему главному конкуренту на экономическом поле, а вместе с
игроком - приличный кусок перспективнейшего азиатского рынка.
"Реал" Переса делается не для того, чтобы побеждать "Рекреативо" со счетом 4:0
вместо прошлосезонных 4:2 и выигрывать чемпионат Испании с отрывом в 13 очков, а
не в 2. Для всех этих целей Бекхэм был нужен команде в предпоследнюю очередь.
Истинная цель "Реала" в конечном счете - одеть в футболки с 23-м номером клерков
в Дубае и студенток в Осаке. Стать второй по обязательности после погоды темой
для разговоров в барах Шанхая и Мараккеша. Сделать "Сантьяго Бернабеу" и "Сьюдад
Депортиво" такими же непременными целями любого мадридского туриста, как Прадо.
Заставить, скажем, московские телеканалы в одном новостном блоке с отчетом о
российском чемпионате показывать сюжет об очередном матче "Реала" (уже
показывают, а канал "Спорт" собирается транслировать азиатское турне "сливочных"
целиком). Цель "Реала" - быть не просто первым, а в своем роде единственным.
"Арсенал", возможно, более изящен, нежели мадридский клуб, в своей игре,
"Ювентус" - более организован, "Манчестер Юнайтед" - более боевит, а "Бавария",
возможно, никогда не пропустит на своем поле 2 мяча от "Рекреативо" и 5 - от
"Мальорки". Но все эти тезисы неочевидны, субъективны, дебатируемы, да и не
вполне уловимы к тому же глазом болельщика-неофита; доказать их однозначную
окончательность почти невозможно. В случае с "Реалом" никаких аргументов и
характеристик можно не приводить, достаточно просто назвать его состав.
Конечно, во всем этом, возможно, больше бизнес-логики, чем хотелось бы видеть в
таком изначально иррациональном деле, как футбол. Конечно, электрификация всех
стадионов и индустриализация всей игры грозит слишком близко подвести ее к
эстраде, навязать неизбежно диктуемый массовой культурой стандарт. Конечно, все
это немного отдает апокалиптическими интонациями Фредерика Бегбедера в его "99
франках": "Это не Франция обыграла Бразилию в финале чемпионата мира, это Adidas
победил Nike".
Но таковы правила игры, именуемой бизнесом; правила, которые придумал не "Реал"
и которые были приняты к обращению в футболе задолго до прихода Переса. Просто
нам пора привыкать, что соревнование клубов в креативности и прозорливости
менеджеров и маркетологов теперь важно в той же степени, что и соревнование в
этих же качествах их полузащитников или тренеров. Просто нам пора вводить в
футбольный обиход слово "продюсер". Ну и потом, разве плохо, что главным
приоритетом игры снова становится не результат, а зритель? Современный футбол на
своем высочайшем уровне - это не просто "забить на гол больше соперника", как
задумали викторианские англичане, и не "пропустить на гол меньше", как
настаивает саккианская Италия. Не менее важная задача на данном этапе -
впечатлить, взволновать, изумить, вскружить голову, влюбить (ну и заработать
денег на такой влюбленности - куда же теперь без этого). "Реал" сегодня
справляется с этой задачей лучше всех.
20 самых посещаемых команд Европы
1. "Реал" (Мадрид, Испания) 67 789
2. "Боруссия" (Дортмунд, Германия) 67 737
3. "Манчестер Юнайтед" (Англия) 67 601
4. "Барселона" (Испания) 66 202
5. "Милан" (Италия) 64 466
6. "Интер" (Италия) 62 288
7. "Шальке-04" (Гельзенкирхен, Германия) 60 563
8. "Селтик" (Глазго, Шотландия) 57 574
9. "Рома" (Рим, Италия) 55 352
10. "Бавария" (Мюнхен, Германия) 52 470
11. "Ньюкасл" (Англия) 51 932
12. "Рейнджерс" (Глазго, Шотландия) 48 814
13. "Марсель" (Франция) 49 396
14. "Атлетико" (Мадрид, Испания) 47 789
15. "Аякс" (Амстердам, Голландия) 47 567
16. "Валенсия" (Испания) 46 289
17. "Гамбург" (Германия) 45 627
18. "Лацио" (Рим, Италия) 44 176
19. "Фейенорд" (Роттердам, Голландия) 43 300
20. "Ливерпуль" (Англия) 43 242
Средняя посещаемость в ведущих европейских лигах
Англия - 35 464
Германия - 34 052
Испания - 28 645
Италия - 26 084
Франция - 19 506
Голландия - 16 439
Шотландия - 15 629